Автор: Администратор
Миростроительство Категория: Наука и технологии. Тренды
Просмотров: 3770

01.06.2015  Энергия солнца.

Новости из Швейцарии. Самолёт отправился в первый в истории кругосветный полёт на солнечных батареях

 

 

Что такое Solar Impulse

 

Одна из тысяч завораживающих фотографий с Solar Impulse — возможно, самым красивым самолетом в мире в данный момент. Фотография: пресс-материалы

Это самый амбициозный проект нашего времени в области так называемых чистых технологий и энергии: большой двухместный самолет на солнечных батареях, который попробует совершить кругосветный полет вообще без топлива. Путешествие продлится пять месяцев, из которых собственно полет — 23 дня, в том числе пять суток беспрерывного полета над Тихим океаном. Управлять им будут двое энтузиастов, придумавших всю эту грандиозную историю. Это будет вторая модель Solar Impulse — первая уже поставила 8 рекордов; в частности, это был первый самолет на солнечных батареях, который пересек два континента и смог лететь всю ночь на дневном запасе накопленной энергии.

 

Кто его придумал

 

Инженер Андре Боршберг (слева) и аэронавт Бертран Пиккар. Фотография: пресс-материалы

Двое швейцарцев, они же пилоты Solar Impulse 2. Идеолог проекта — Бертран Пиккар, потомственный авантюрист и ученый (его дед первым добрался на воздушном шаре до стратосферы и изобрел батискаф для изучения морских впадин), психотерапевт, аэронавт и человек, совершивший первый беспосадочный полет вокруг света на воздушном шаре в 1999 году. Перед стартом путешествия на шаре Пиккар решил на всякий случай взять с собой дополнительные четыре баллона с пропаном и оказался прав — после приземления в последнем резервуаре оставалось меньше четверти от припасенного газа. По его словам, тогда же он впервые задумался об аппарате, который мог бы совершать длительные перелеты вообще без топлива.

Уже через несколько месяцев Пиккар начал воплощать идею вместе с Андре Боршбергом, инженером, финансистом и авиатором, служившим в швейцарских ВВС. Все 15 лет работы над Solar Impulse он был CEO проекта, который собрал почти сотню специалистов из совершенно разных областей. Пиккар же — идеолог и руководитель проекта: он нашел кучу спонсоров, получил поддержку ООН и других международных организаций.

 

Зачем им это нужно

 

Solar Impulse барражирует над швейцарскими деревнями. Фотография: пресс-материалы

Пиккар и Боршберг считают, что за зелеными технологиями будущее планеты и рано или поздно все к этому придут, а пока не пришли, можно привлечь к альтернативной энергии внимание — благо репортажи о полете Solar Impulse гарантированно появятся во всех телевизорах планеты. Правительство Германии уже регулярно сообщает о новых рекордах по доле потребленной энергии, полученной из солнечных батарей (например, до 50% за сутки прошлым летом). Почему бы не внедрить их в авиастроение и, возможно, совершить в нем маленький переворот? Философию полета Solar Impulse можно свести к короткой цитате Пиккара: «Приключение в XXI веке заключается в использовании творческих способностей человека и присущего ему духа открытий, которые вместе способны создать новый уровень жизни».

 

Из чего сделан Solar Impulse

 

Так самолет выглядит большую часть времени. Фотография: пресс-материалы 1/5

 

Без оболочки вся эффектность SI несколько пропадает. Фотография: пресс-материалы 2/5

 

Зато можно рассмотреть все кнопки и провода. Фотография: пресс-материалы 3/5

 

Крыло в разрезе — на вес его фрагмент ощущается примерно как небольшой кусок картона. Фотография: пресс-материалы 4/5

 

К крылу приклеивают солнечные батареи. Фотография: пресс-материалы 5/5

Перед командой инженеров, работавших над прототипом самолета, стояла нестандартная для авиаконструкторов задача: найти материалы, которые максимально облегчили бы вес конструкции, но позволили бы удержать довольно большие по площади батареи. Сначала с помощью Dassault Systèmes — единственной из 80 компаний, работающих над самолетом, которая до этого была занята в авиастроении, — они разработали 3D-модель прототипа, чтобы понять, способен ли он летать вообще. Затем был собран прототип, взявший первую пачку рекордов, еще позднее — его улучшенная версия, которая и полетит вокруг света. Размах крыла Solar Impulse сравним с крупнейшим авиалайнером в мире, Airbus A380, но фюзеляж его намного меньше. Под крылом находится четыре литий-ионных аккумулятора (такие же, только поменьше, встроены в ваши ноутбуки и смартфоны), на нем 17248 батарей. Целиком самолет весит 2,3 тонны, в два раза меньше, чем африканский слон, и чуть больше, чем Porsche Cayenne. Обшит он сверхлегкими карбоновыми листами, каждый из которых весит в три раза меньше, чем сопоставимый по площади лист бумаги.

Средоточие современных технологий — кабина пилотов, которая, несмотря на легкость конструкции, должна выдерживать давление и низкую температуру на высоте 8000 метров. Для Solar Impulse 2 был разработан собственный автопилот. Кокпит оборудован системой тревоги: если угол наклона крыльев у пассажирских самолетов не превышает 25 градусов, то в случае Solar Impulse тревога сработает уже в случае наклона в 5 градусов. Встроенная система ЭКГ отслеживает самочувствие пилота и посылает данные их врачам, которые будут находиться в следующем промежуточном пункте. Туда же, на передвижную базу команды, ежесекундно будут отправляться данные о температуре моторов, напряжении аккумуляторов и прочее — передавать их будет операционный центр самолета, черная пятикилограммовая коробка, которой для работы требуется не больше 50 ватт. За прогноз погоды и наблюдение за окружающими метоусловиями отвечает специальный бортовой датчик, которым занимался специалист из NASA.

 

Где его собирали

 

Поскольку семидесятиметровое крыло ни в одни ворота не влезет, самолет на взлетную полосу выкатывают боком. Фотография: пресс-материалы

Офис, мастерская, пресс-центр самолета находятся в двух часах езды от Женевы, на военном аэродроме швейцарских ВВС в Пайерне, и занимают небольшой ангар. Ангар этот предназначался для упавших истребителей, но поскольку с пайерновскими истребителями долгое время ничего такого не происходило, в него пустили команду проекта. В начале января 72-метровое крыло разделили на три части (каждая размером с теннисный корт) и вместе с кабиной и фюзеляжем запихнули в «Боинг-747», который доставил разобранный Solar Impulse из промозглой Швейцарии в Абу-Даби, где всегда безоблачное небо и откуда самолет отправится в кругосветное путешествие.

 

Когда и как он полетит

 

Intense Take-Off Solar Impulse Airplane 2 #First Flight. Хроника самого первого полета самолета на аэродроме в Пайерне

Старт состоится в Абу-Даби где-то между 27 февраля и 1 марта, точную дату на момент написания статьи еще не назначили. Самолет на скорости 50–100 км/ч преодолеет 35 000 километров и совершит дюжину остановок на территории Омана, Индии, Китая, США (в том числе на Гавайях), Испании или одной из стран Северной Африки — и приземлится снова на территории ОАЭ. Эти 12 остановок делятся на три типа: длительные, больше трех дней, во время которых для Solar Impulse будут строить временный ангар, проводить в нем конференции, приглашать журналистов и гостей; кратковременные, на пару дней, для технической проверки и небольшого отдыха пилотов; пит-стопы на 6–10 часов только для того, чтобы пилоты поменялись местами, потому что внутри салона они сделать это не могут из-за его небольших габаритов. Весь маршрут проходит по более-менее одной параллели выше экватора, выбирали его исходя из погодных условий и облачности.

 

Как пилоты будут спать и ходить в туалет.

 

Ролик, рассказывающий о жизни в кабине. Objective 2: Life On Board

Самый насущный вопрос, который беспокоит человека, узнавшего о Solar Impulse: как пилоты будут ходить в туалет? В прототипе самолета туалета и места для сна не было, и отчасти поэтому он поднимался в воздух не дольше чем на 26 часов. Обе проблемы решили с помощью новых кресел, которые откидываются, как их аналоги в первом классе (только удобнее), и в которые встроен туалет. «Можно сказать, что мы весь полет будем сидеть на унитазе», — шутит Пиккар. Впрочем, на случай поломки есть и альтернативное решение.

Пиккар и Боршберг разработали собственную систему сна — отдыхать они будут не больше 20 минут через каждые 2 часа. По их словам, за 20 минут мозг и тело способны накопить достаточно сил, но не смогут провалиться в глубокий сон, из которого сложно отреагировать на тревогу. Оба пилота долгое время практикуют йогу и освоили медитацию, для каждого научным центром Nestlé была разработана собственная диета, в сутки они будут съедать 2,5 килограмма еды и выпивать 2,5 литра воды и литр спортивных напитков.

 

Почему этот полет может изменить авиацию

 

Поскольку летит самолет не очень быстро, за 23 дня в полете летчики смогут разглядеть массу интересного. Фотография: пресс-материалы

В авиации долгое время не было прорывов, авиаконструкторы ищут альтернативы незаменимой в данный момент нефти последние 15 лет, и новые технологии, конечно, в обозримом будущем должны захватить этот вид транспорта. В данный момент поверить в то, что людей будут перевозить самолеты на солнечных батареях, невозможно, но современники братьев Райт, наблюдавшие за их экспериментами, тоже вряд ли могли представить, что уже через десяток лет самолеты будут принимать полноправное участие в Первой мировой войне. По словам Андре Боршберга, начать применять их технологии в гражданской авиации могут гораздо быстрее, чем мы думаем. Но это не главная миссия авторов Solar Impulse — для них важнее просветительская цель полета и то, что благодаря ему гораздо больше людей смогут заинтересоваться чистыми технологиями и поверить в них.

http://vozduh.afisha.ru/technology/solar-impulse-glavnoe-priklyuchenie-goda/

______________________________________

 Без капли топлива: самолёт на солнечных батареях Solar Impulse 2 начал труднейший этап кругосветки

 

Самолёт на солнечной батарее Solar Impulse 2, совершающий кругосветное путешествие, начал перелёт над Тихим океаном. Пилот Андре Боршберг проведёт в небе шесть дней и ночей, и совершит промежуточную посадку на Гавайях. Он признаётся, что ему приходится готовиться к неизведанному. фото: © Reuters

31.05.2015, 01:34

Самолёт Solar Impulse 2 начал кругосветное путешествие 9 марта 2015 года в Абу-Даби. Ранее он уже посетил Оман (Маскат), Индию (Варанаси), Мьянму (Мандалай) и Китай (Чунцин и Нанкин), напоминает РИА Новости.

Как сообщается на официальном сайте проекта Solar Impulse, самолёт вылетел из китайского Нанкина, начав седьмой, самый трудный и длинный этап кругосветки. За штурвалом самолёта находится бывший пилот истребителя Андре Боршберг. Он проведёт в одиночестве шесть дней и шесть ночей и преодолеет расстояние в 8172 км, достигнув Гавайев, где совершит промежуточную посадку. Отмечается, что вылет задерживался больше месяца из-за плохих погодных условий над Тихим океаном.

Согласно маршруту, самолёт пересечёт Восточно-Китайское и Японское моря, и, пролетев над северной оконечностью японского острова Хонсю, выйдет в воздушное пространство над Тихим океаном и достигнет Гавайев вечером шестого дня перелёта.

«Этот перелёт будет моментом истины для всего проекта. Люди и техника будут работать на своём пределе», - заявляют организаторы кругосветного путешествия.

 

Боршберг сообщал, что до Гавайев у него не будет возможности совершить промежуточную посадку, однако на случай экстренной ситуации у него есть парашют, небольшая спасательная шлюпка и запас еды.

«Во время перелёта мне нужно готовиться к неизведанному: я не знаю как себя поведёт самолёт на протяжении этих дней и ночей», — написал пилот в своём микроблоге в Twitter.

После остановки на Гавайях самолёт отправится в Финикс и Нью-Йорк. Преодолев Атлантический океан, воздушное судно остановится в Южной Европе или Северной Африке и вернётся в Абу-Даби. Кругосветное путешествие займёт ещё пять месяцев, передаёт РИА Новости.

Напомним, презентация самолёта Solar Impulse 2 прошла в апреле 2014 года, и его успешно испытали в июне. Размах крыла воздушного судна составляет 72 метра, вес — 2,3 тонны. Монокрыло самолёта покрывают 17,2 тыс. солнечных батарей, которые производят энергию для снабжения электромоторов. Максимальная скорость самолёта — 140 километров в час.

Первый самолёт серии — Solar Impulse — совершил длительный перелёт на солнечной энергии в апреле 2010 года. Тогда ему удалось провести в воздухе приблизительно 75 минут. В мае 2013 года он совершил перелёт, без остановок преодолев за 26 часов рекордные для него 1,5 тыс. километров.

Оригинал новости RT на русском:

russian.rt.com

 _________________________________

09.03.2015, 08:55 

Швейцарский самолёт отправился в первый в истории кругосветный полёт на солнечных батареях

 

Швейцарский самолёт Solar Impulse 2, использующий для движения только энергию Солнца, сегодня утром отправился из столицы Объединённых Арабских Эмиратов в первый в истории кругосветный полёт. Ожидается, что вечером он сделает первую остановку в столице Омана Маскате. Во время преодоления Тихого и Атлантического океанов самолёту предстоит проводить в воздухе по 5-6 дней. При этом до сих пор мировой рекорд продолжительности пилотируемого полёта для летательных аппаратов на солнечных батареях составлял всего 26 часов.

Самолет на солнечных батареях отправился в первый в истории кругосветный полет

 

Швейцарский самолёт на солнечных батареях Solar Impulse 2, разработанный французской компанией-проектировщиком Dassault Systеmes, сегодня в 06:12 мск отправился из Абу-Даби в кругосветный полёт, сообщает РИА Новости. Это первый в истории кругосветный перелёт аппарата, использующего для движения исключительно энергию Солнца. Предполагается, что заряда, накопленного батареями за день, будет достаточно, чтобы самолёт смог продолжить движение в тёмное время суток до тех пор, пока снова не появится источник энергии.

Кадры взлёта из аэропорта Аль-Батин транслировались по местным телеканалам в прямом эфире. Solar Impulse 2 направился в столицу Омана Маскат, где он сегодня же должен приземлиться. Отмечается, что самолёт подготовлен к полётам в любых погодных условиях, включая пересечение облачных зон. «Это значительное достижение для ОАЭ», — сказал один из участников запуска, доктор Ахмад ибн аль-Хоуль. Предполагается, что пилоты вернутся в Абу-Даби в июле или августе этого года.

 

http://russian.rt.com/article/78456