Автор: Родионов А.В.
Россия Категория: Родионов А. В.
Просмотров: 485

8 декабря 2013 Осмысление словосочетания "Русская Идея"

Вступление

Характерная для истории русского народа черта - при каждой смене Россий-государств, в которых подавляющее число жителей всегда составляли и составляют русские, происходит переоценка этих Россий и, соответственно, ее руководителей, т.е. самой Истории.  То возникают те или иные течения, движения, идеи, идеалы, авторитеты, системы ценностей, то исчезают, чтобы вновь возродиться в одной из последующих Россий.

    Чтобы было понятно, о чем идет речь, напомню, что в ХХ веке, т.е. всего за 100 лет – жизнь одного-двух поколений – Россия «примерила» на себя 6 (шесть) форм государственного устройства  (уникальный случай в истории человечества). Строго говоря, в прошлом веке было не одно, а 6 государств – «Россия»:

1 - абсолютная монархия;

2 - конституционная (ограниченная) монархия;

3 - парламентская республика;

4 - советская республика;

5 – политбюрократия (СССР);

6 - президентско-парламентская (РФ)

   И для каждой России свои системы ценностей, свои идеалы в настоящем и в прошлом, свои сторонники и, соответственно, противники. То есть «россияне», а это, в основном русские, находятся постоянно в «раздрае», постоянное противостояние. У нормального человека голова пойдет кругом. А у Народа – много-много «человеков»? Естественно, тоже.

Оно и ничего, если бы при каждой смене Россий русские не уничтожали бы русских, но нет же, и ведь все – «За Россию!»  Не условно, как на маневрах, штабных или компьютерных играх. Нет, убивая, изничтожая друг друга. Миллионами!  Русский народ занимался и занимается самоистреблением? Что это? Патология, клинический случай – с ума сошедший народ?  Уму непостижимо. А может быть,  какие-то России были и есть для русского народа не родной матерью, а мачехой-убийцей и просто стравливали русских друг с другом? Да плюс ещё две мировые войны. Будем разбираться.

РУССКАЯ ИДЕЯ.

1. ЯЗЫК

       Надо иметь в виду, что государственный строй – это среда обитания граждан, сфера их жизни,  следующий после семьи, мир бытия, по законам которого живет народ (рис.1) И каждый народ как Целое, как и каждый отдельный человек, может быть удовлетворен этими законами или нет. И здесь мы переходим к тому, что называется мировоззрением Народа, его представлением о сфере его обитания, окружающем его мире – его Идее.

                                Человек - Семья -  Государство (Общество)                                                

  Чтобы узнать её достаточно обратиться к единственному источнику, который абсолютно объективно и полно «расскажет» нам о русском народе - русскому языку - языку русского народа. Народа, как Целое, как историко-культурное сообщество, образование. Кстати, если кто-то не согласен с этим - он  не русский или не совсем русский. Так как по понятию Русского (т.е. русского исторического человека, Народа) Язык и Народ – суть одно и тоже. Загляните  в «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, и вспомните русского поэта А.С. Пушкина:

«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой

И назовет всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык»

             Да и на войне русские разведчики кого брали?  «Языка»

Возможно, что единство понятий «Язык» и «Народ» является особенностью мышления только русского народа, отличает его от других. Не знаю точно. Но мы-то считаем себя русскими, поэтому берем тождество, единство  понятий «Язык» и «Народ»  за основу, как факт.

                                                       Итак  Я З Ы К - Н А Р О Д

   Тогда, здесь и далее,  В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» 1866 г. [1]  Почему именно он? Потому, что только именно благодаря ему мы точно знаем, каким русский народ, Русский, встретил ХХ век. С каким представлением о мире,  мировоззрением, идеей мира!

              «ИДЕЯ - понятие о вещи;

                    умопонятие, представленье, воображенье предмета;    

                    умственное изображенье.

                    Мысль, выдумка, изобретенье, вымысел;

                    намеренье, замысел» (т.е. и Цель - А.Р.)

     Существуют и несколько иные толкования понятия «Идея», но в любом случае, как подсказывает здравый смысл, необходимо должен быть носитель, творец её, автор-«задумщик»  Ну не может быть Идея, как некая субстанция, сама по себе. Это, первое.

Второе - «русская» Кроме как указания на её носителя и творца, ничего другого и не может быть. Не какая, а чья. Русского, русского народа.  НАРОДА! Какая – это чисто вкусовое: нравится или нет, хорошая или плохая. А вот «чья» - здесь уже конкретика.  Почему, когда говорят «русский язык», то ни у кого не вызывает сомнения, что это – Язык русского Народа, т.е. не какой, а чей – какого Народа, народа как Целое, как историко-культурное сообщество. Но стоит только завести разговор о Русской Идее, народ, куда-то исчезает. Мистика. Начинаются ссылки или на собственное представление о ней или на какую-то личность.  В чем дело? 

    Немного напоминает ситуацию с картинами художников на заданную или произвольно выбранную, например, библейскую тему.  «Тайная вечеря»  Есть несколько авторов - Н.Ге, Боутс и др. Но это их представление об изображаемом событии, «умственное изображенье», их идея его. И никто не оценивает документальность, точность, т.к. не было свидетелей, а может быть и самого события. Именно поэтому и множественность вариантов, их можно сравнивать, восхищаться или отвергать. И ладно.                                                                         Итак, ЯЗЫК - НАРОД - ИДЕЯ                                                 

      Но – Русская Идея должна пониматься только как народная . Как и Русский Язык. Тогда остается только узнать ее. Для русского человека это, повторяю, не проблема. Мы уже отметили, что для Русского «Язык и Народ – суть одно и тоже»  И те, кто задумывался над этой связкой «Язык – Народ», не мог не заметить, что так оно и есть. Возьмите пару-тройку языков и приглядитесь к народам, их создавшим. Построение слов, понятия, что стоят за ними, грамматику, произношение, мелодичность,  и т.д. Действительно, в языке - всё о народе: условия проживания, история, отношения между людьми…  Вопрос, что выбрать из тысяч слов языка.

Выше было уже упомянуто о мировоззрении Русского, русского народа. НАРОДА.

   Мировоззрение – воззрение, взгляд на мир, представление о нем. И не надо искать никаких других толкований. Какое же «умопонятие» об окружающем его мире и, одновременно,  «замысел»-Цель имел русский Народ. Не конкретный, пусть и очень уважаемый человек, а именно Народ.   Чего проще. Берем «Словарь…», находим соответствующее слово МИР  и переходим к понятию МИР, т.е. МИР+МIРЪ (замечу, что в понятиях нет букв, и нас не интересует написание слов, слово – это материализованное понятие, его код; миръ и мiръ произносятся абсолютно одинаково, т.е. в голове они в одной  «ячейке»):

«МИР - вселенная…наша земля, земной шар, свет;

все люди, весь свет, род человеческий;

община, общество крестьян;

сходка.

отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны;

лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба,

доброжелательство;

тишина, покой, спокойствие» (т.е. Гармония – А.Р.)

Смотрим «община, общество»:

    «ОБЩИНА - общество, …населенье, состоящее под общим управленьем.

    «ОБЩЕСТВО - собранье людей товарищески, братски, связанных  какими- либо общими условиями; крестьянское общество»

    И какую потрясающую информацию можно получить, если за словами видеть понятия. Действительно, чтобы узнать мировоззрение Русского, его взгляд на окружающий его мир, его представление о мире бытия, достаточно было только взять русское слово МИР и раскрыть его, «распахнуть окно» в понятие. И всё.  Получили «Русский Мир», первоосновой которого является  общество – «населенье, состоящее под общим управленьем»  При этом отношения между людьми товарищеские, братские, благодаря тому, чтовсе решения принимается на общем сходе, т.е. Советом - коллективным разумом.

«Совет, сход и съезд людей в условное время,

для совместного обсуждения дел;

Любовь взаимная, лад, мир, согласие, дружба.

Жить в совете, в мире, согласии, дружбе» (т.е. в Гармонии ! – А.Р.)

    Но и это еще не все. Обратите внимание, что свой принцип организации жизни на следующем после Семьи уровне бытия – Общество, где царят товарищеские, братские отношения, любовь взаимная, лад, мир, согласие, дружба, Русский  переносит и на все остальные уровни Мира: Человечество, Земля, Вселенная. И всё это  благодаря сходу, Совету, Ведь все эти слова-понятия входят составной частью в понятие  Мир. Значит в неразрывном единстве.  Не зря же для Русского «Русь – это мир, белсвет»

Как видим, для Русского механизм, способ достижения всеобщей, всемирной гармонии - Совет на всех уровнях бытия.

И теперь я уже утверждаю, что

ни у одного народа на земле нет такого понятия, а  значит и представления о мире, нет и такого понятия Совет, как у русского (смотрите словари и сравнивайте мировоззрение других народов). Совет на всех уровнях бытия, гарантирующий, обеспечивающий Миру Мир, Будущее.

     Вот мы и вышли на русское мировоззрение, Русскую Идею – идею русского народа, как Целое, как историко-культурного сообщества - Совет на всех уровнях бытия.

Убежден, что именно механизм Совета вообще подвел черту между животным и человеком.

И еще одна грань Русской народной Идеи –

принцип Совета отрицает авторитарную форму управления –

нет ее в Русском Мире, обществе.

    Как видите, насколько важно знание родного языка и понимание, что за каждым словом стоит понятие народа. Народа! Народа, не как толпа, а как историко-культурного сообщества, цивилизации. Следовательно, рассуждать о Народе, его идее, нужно только на уровне, масштабе Мировоззрения, Истории - на цивилизационном уровне. При этом полагая, что

«цивилизация - это историческое сообщество (Человек) со всеми результатами своей деятельности в духовной и материальной сферах и создавшее Язык, в котором отражало и отражает эти результат».

      И не надо никаких учебников, авторитетов, энциклопедий, теорий.  Достаточно знать Язык и Историю, народное мировоззрение, Идею.  Тогда и оценка всех Россий, государственных деятелей, идеологов, авторитетов, теорий сегодняшних и прошлых  будет единственно верной. Станут понятными все метаморфозы России в ХХ веке и перспективы сегодняшней России и русской цивилизации.

Один пример - Столыпин П.А.  Цель, провозглашенная им – «Великая Россия»  Средства: военно-полевые суды, казнь через повешение, каторга, армия, казаки, полиция. К «Великой России» через  разрушение русской крестьянской общины,  Общества,  Русского мира, Русской Идеи,  т.е.  русского  Человека,  Народа,  цивилизации!

    Сначала Россия в представлении конкретного лица во власти, а с народом… как получится.  Аграрная реформа  Столыпина П.А. разрушавшая русский мир, отметавшая  Русскую Идею, тем самым разрушала и русское мировоззрение, следовательно, была совершенно объективно, антирусской. Одним махом, «через колено» замыслил уничтожить источник, сердцевину русской цивилизации, обрекая ее на погибель. А ведь вроде бы русский по происхождению. Столыпин П.А. задумал  «Великую Россию» без русского Народа,  за счет русского Народа, уникальной Русской советной (по Далю В.И.)Цивилизации - «Великая Россия» без русских.  И если бы он один.

     Да и само самодержавие в России – авторитарная власть – было антирусской  не только по авторитарной сути своей, как мы только что убедились, но и по «наполнению»: Романовы, 300 лет, самодержавно правившие Россией, русским народом, были не русские после Петра II ещё и по происхождению [2]. Недаром, Ф.И. Тютчев, русский поэт, дипломат писал Э.Ф. Тютчевой  21.07.1866г.: «Я только что провел три дня между Ораниенбаумом и Петергофом, ведя политические прения со всеми членами  августейшей семьи, которые все разделены между собою своими немецкими симпатиями и антипатиями - сплошь немецкими. Словом это -  Германия  в миниатюре. Единственно, что совершенно отсутствует, это - русская точка зрения на вопрос»[3]  Вот так!

    В 1993 году журнал «Родина» посвятил свой N1 знаменательной дате – 380-летию Дома Романовых. В нем представлены высказывания и ныне здравствующих Романовых: «В Доме Романовых сложилась традиция, нечто вроде семейного устава: молодые князья женились на немках из царствующих домов. Но подошла пора, когда повывелись третьеклассные немецкие принцессы, и устоявшееся правило стало игнорироваться» (Н.Романов)

    И такие сведения: «Российская корона признавалась достоянием всей династии Дома Романовых, то есть Гольштейн - Готторпского герцогского дома.

  «Согласно акту "Учреждение об Императорской  Фамилии" от 1797 года даже потомки императора, исповедовавшие другую религию, считались потенциальными наследниками престола, но могли бы получить российскую корону, лишь приняв православие»

 «И, действительно, если взять списки генералов 20-х годов, то в них пестрят фамилии разных Паленов, Эссенов, Гельфрейхов, Ротов, Шварцев, Нейдгартов, Розенов ...Они получали и полки и бригады, дивизии и корпуса, отличались строгостью, любили фронтовые упражнения» [4]

2. ИСТОРИЯ

   Остается ещё проверить, убедиться, насколько идея всеобщего Совета, русского советного мира действительно является Русской народной Идеей.

    В истории русского народа дважды стоял вопрос «Быть или не быть», кстати, как и в настоящее время.  

1613 г.

    Воспользуемся изданным к 300-летию Дома Романовых шеститомным изданием «Россия от смуты до нашего времени»  [5]  Как пишут авторы «Цель издания - подвести спокойные, объективные итоги трехвековому развитию  новой России, во всех наиболее существенных областях ее политической  и социальной жизни, с поворотного момента "великой разрухи Московского государства" до нынешних мучительных потуг государственного и общественного обновления. В переживаемый нами переходный момент, когда жизнь сдвинулась со своих старых устоев и не нашла еще новых, такой ретроспективный взгляд особенно важен: он сдерживает излишний пессимизм, подымает веру в пластические процессы жизни и творческие силы народа, дает бодрящие просветы в будущее» 

     Как говорится,  в самую точку, как раз то, что нам и надо сегодня. Удивительно актуально, хотя прошло еще 100 лет. Читаем далее: «В эту - самую тяжелую - годину смуты началось движение, которое, разрастаясь и окрепнув, вывело государство из состояния полной разрухи. Оно возникло в уездных, посадских и волостных  мiрах севера, привычных к самодеятельности  и самоуправлению.

… Дворяне и дети боярские, покинув подмосковный лагерь, "учали совещатися со всеми городы, чтоб всем православным христианам в совете и соединеньи, и выбрати государя всею землею(замечу, что в понятии русского человека «Земля - народ и занимаемое им пространство» – А.Р.)

  Так говорит ярославская грамота кн. Д.М. Пожарского. Но не служилый элемент был главным носителем все разраставшегося движения, а те городские и уездные мiры, которые уже раз освободили Москву, сплотившись вокруг Скопина – Шуйского.

…Нижегородское ополчение выросло в ополчение всей земли, и его вожди немедленно поставили себе задачу - создать на время, до избрания царя, авторитетное дееспособное правительство. Кн. Пожарский от имени всего ополчения приглашает городские общины "советовать со всякими людьми общим советом, как бы нам в нынешнее конечное разорение быти не безгосударным" и прислать в Ярославль "по всемирному своему совету" по два человека изо всякого чину людей, а с ними "совет свой отписати, за своими руками" Так образовался в Ярославле, при ополчении земский собор, который можно признать первым русским "народным представительством", по смыслу и характеру созыва уполномоченных местными обществами "для земского совету"

В этой форме возникла власть, достаточно авторитетная для организации народных сил на освобождение Москвы и организации государственного порядка.

 …Вожди ополчения искали опоры в этих силах и поспешили созвать новый, более людный земский собор, вызывая из городов выборных "по десяти человек" с "советом и договором крепким" о царском избрании.

Затем призвали в Москву высланных бояр, кн. Мстиславского с товарищами, "для общаго земского совету" и участия в провозглашении Михаила…

…Земщина, выступившая с такой яркой самодеятельностью в наиболее критический момент, спасла государство, но дальнейшее строительство предала в руки царской власти, которой предстояло заново организовать правительственную работу…

…Несомненно, что новая власть мыслилась, как восстановленная царская власть прежних государей всея Руси.   Но восстановлена она была "всею землею", пришедшей "в совет и соединенье"

Династия народного избранника получала Московское государство, как единое национальное целое, а не сумму земель-княжений, вотчин великокняжеских.

… Царь Михаил принял эту власть в момент, когда ее органы были разбиты событиями последних лет. Боярской думы не существовало. Вместо нее, во главе дел управления, стоял совет ополчения, с князьями Трубецким и Пожарским во главе. Соорганизовавшись еще в Ярославле, этот совет взял на себя все функции государственной власти, завязал сношения с иностранными державами, распоряжался делами внутреннего управления. По освобождении Москвы и по избрании царя, он, опираясь на земский собор, сохранил значение временного правительства.

… Все, что мы знаем о деятельности земских соборов в первые годы царя Михаила, выдвигает на первый план их значение, как морального общественного авторитета, поддерживавшего еще неокрепшую правительственную власть.

...Несомненно, что в первые годы царствования новой династии земский собор играл чрезвычайно большую роль  в жизни государства. В глазах общества оно пользовался таким авторитетом, что иногда даже официально ставился рядом с верховной властью: в царских грамотах того времени не редкость встретить ссылку на "всенародный"  приговор.

... Но чем больше разрасталось это движение, тем яснее чувствовалось,  что Москва теряет свое руководящее значение, и ее прежняя роль начинает распределяться между пробудившимися  к политической жизни уездными мiрами…   Когда в Нижний Новгород пришла одна из Троицких грамот, то нижегородские власти учинили, по словам летописца, на воеводском дворе совет: "а на совете том был Феодосий, арх. Печерского монастыря, Савва, Спасский протопоп, да иные попы, да Биркин, да Юдин, и дворяне и дети боярские, и головы и старосты, от них же и Кузьма Минин"

…Сохранилась грамота из Ярославля от 1611 года, под которой подписались лица, составлявшие тогда ярославский городской совет…

Наличность выборного элемента в составе городских советов устанавливала близкую непосредственную связь между ними и населением, придавая им необычайную жизненность, а утрата с падением Москвы политического центра сообщала самим городам давно забытое ими самостоятельное  политическое значение.

   Получилась изумительная картина: во всех этих городах, от Вологды и Устюга до Казани и Перми, убогих и по внешнему виду, и, наконец, по материальному достатку, забитых и загнанных Москвой, ключом закипела жизнь и неистощимым  источником забил неподдельный энтузиазм.

   Вместе  с подвигом не только поднялось общественное самосознание, но и явилось  чувство власти. Поручая исполнение своих решений отдельным лицам, города или городские советы дают им  наказы, с изложением их обязанностей и с особой санкцией.

  Такова была атмосфера, в которой выросло и окрепло выборное представительство и которая явилась благоприятным условием для того, чтобы оно из узкой сферы городской жизни было перенесено на широкую государственную арену.  Один факт отмечает завершение этого процесса: в грамотах начинает встречаться термин "вся земля", как выражение созревшего в  нации сознания политической солидарности: а рядом с ним появляется и другой термин "совет всея земли", как стал называться орган общеземского представительства.

…Когда население в борьбе с врагом стало смыкаться в общий союз, то городские мiры усвоили обычай посылать  "для доброго совета" в другие города своих представителей. Таким образом, соединение в одном всесословном "совете" представителей нескольких областей образовалось естественно, вследствие исключительных событий смутной эпохи. А отсюда уже был один шаг и до "Совета всея земли"

"Совет  всей земли", в своем полном составе, был живым воплощением того подъема, который спас страну в минуту грозной опасности.

Здесь лежит причина того факта, что и по прекращении Смуты, в течение некоторого времени, он пользовался чрезвычайным авторитетом, иногда становясь рядом с носителем верховной власти.  

    Но, политический авторитет собора не был формулированным правом, а только фактом,  и мало  оснований думать, чтобы в момент вступления новой династии была тенденция превратить этот факт в право» [4]

    Какие ещё нужны доказательства того, что русский Народ для выхода из невероятно критической для него ситуации,  угрозы «остаться бесгосударными», нашел «точку опоры» - СОВЕТ

     СОВЕТ на всех уровнях организации народа, на всех этапах, стадиях движения к конечной цели – всенародного  избрания  государя,  русского:

«Совет Народного Ополчения»  взявший  на себя все функции государственной власти, т.е.   провозгласивший себя Властью.

Мирыи городские Советы, посылавших своих представителей «для доброго совета»по кандидатуре о государя. И, наконец, «СОВЕТ всея Земли»

  Таким образом, СОВЕТ - ключевое слово при описании событий того времени.

Неужели случайно?

Обратите внимание – партий в нашем современном понимании никаких не было, СМИ, охватывающих всё и вся, к счастью, тоже. И, смотрите, как лихо сорганизовался Народ, от простолюдин до князей!  НАРОД!

Значит, было что-то такое общее в сознании каждого отдельного русского человека, от простолюдин до князей и бояр, а значит и во всем  русском НАРОДЕ в целом,

соединявшее каждое отдельное «Я» в общее «МЫ», в неразрывное единое ЦЕЛОЕ!

                                              Общая  ИДЕЯ!

Народная,  русского  народа,   русская,

которая объединила, вдохновила, позвала на подвиг русских людей,

являлаим чувство ВЛАСТИ !

ИДЕЯ, с которой русские «спасли страну» и вместе с ней себя «в  минуту

грозной опасности» - СОВЕТ

Вторая критическая точка в судьбе Русского – 1917 г.

1(14) октября 1917 г. газета «Солдат» писала: «Возглас "Вся власть Советам!»     

 единодушно раздается по всему фронту - с крайнего Юга до крайнего Севера. Без него не обходится ни одна почти резолюция» [6]      Замечу, что основу армии составляли солдаты из крестьян.

    О месте и роли Советов в жизни русского народа в 1917 году ещё до Октябрьской революции сошлюсь на официальный отчет «Оверменской комиссии» сената  США (февраль-март 1919 г.)  Но сначала несколько слов об этой комиссии. Была создана по инициативе сенатора Овермена для «суда» над Советской Россией. Как мы знаем, Штаты любят совать свой нос в дела других стран. Привожу выдержки из протокола заседаний этой комиссии по книге «Октябрьская революция перед судом американских сенаторов» [7] 

Из показаний Раймонда Робинса, который в России провел 11 месяцев с июля 1917 г. по 1 июня 1918 г., состоял  на службе в американской миссии Красного Креста в России и был её руководителем: «При посещении деревень или городов я обращался к местным жителям с просьбою выполнить приказание, а они при виде мандатов Керенского только смеялись и говорили: «Повидайте-ка прежде председателя Совета»

    Я в то время не знал, что такое Совет. …Во многих случаях, сенатор, когда мне удавалось увидеть председателя местного Совета и он – не вследствие приказа Керенского, а по собственному решению – соглашался сделать то, о чем я просил, мое желание выполнялось без всяких помех… Я на деле убедился, что реальная власть принадлежит Советам, а не органам Временного правительства.

…Пытаясь выяснить причины происхождения Советской власти, я пришел к заключению,  что она возникла из двух источников: первым из них были рабочие, крестьянские и солдатские революционные организации, восходящие к революции 1905 года (Советы-А.Р.); другая ветвь исходила к древнейшей славянской истории, к общинной власти, к старому деревенскому "миру", учрежденному, возникшему на почве общинного землевладения.

 …Когда я прибыл в Россию, меньшевики, непримиримые противники большевиков, имели большинство во всех Советах в России. Большевики, руководимые опытными и дальновидными политиками, кем бы они ни были в других отношениях, провозгласили: "Вся власть Советам" и, опираясь на эти три слова, овладели Россией»

      Из показаний Альберта Риса Вильямса, корреспондента «Нью-Йорк Ивнинг Пост»: «Я думаю, верна мысль, что право на существование всякого правительства или учреждения обнаруживается по  тому количеству людей, которые в момент опасности приходят ему на выручку.  Когда правительство Керенского было в опасности, единственные, кто присоединился к нему, были: женский батальон, некоторое количество юнкеров и несколько отдельных казачьих организаций. Так называемая большевистская революция была совершена в Петрограде при количестве жертв не превышающем 15 или 18 человек. Это были по большей части большевики, стоявшие возле Зимнего дворца и застреленные засевшими во дворце юнкерами. Последние потеряли одного человека, и, кажется, одна из женщин женского батальона упала в обморок. Вам известно, сенатор, что в настоящее время по всей Америке циркулирует письмо одного английского атташе, в котором он говорит:   "Ради Бога, признайте Советское правительство, ибо никакое другое в России невозможно" [6]

    Как видим, до октября 1917 г. полный паралич государственной власти – Власть и Народ каждый сам по себе. Несоответствие формы государственности (парламентская республика, «демократия»)  с Русской народной Идеей Совета.    Не удивительно, что как в феврале 1917 г. самодержавие, так и в октябре парламентаризм рухнул без всякой борьбы, и снова  практически никто не встал на  защиту.

      Замечательно, что американский полковник, задумался над источником советской власти, пытался выяснить причины ее происхождения и пришел к выводу об ее исторических корнях и народности. А американский же корреспондент и английский атташе призывали общественность и правительства своих стран признать Советское правительство, «ибо никакое другое в России невозможно»  Вот так. А мы, считающие себя русскими… в поиске, казалось-бы, своей родной, русской идеи!!!  

1991 г. Распад СССР

      В феврале 1917 г. конституционная монархия, фактически «припудренное» самодержавие, рухнула как перезрелый плод, и никто, в том числе и Великие князья, не встал на защиту императора и его семьи. Затем  Октябрьская революция под лозунгом «Вся власть Советам!». И, как свидетельствовал американский полковник,  «опираясь на эти три слова» большевики «овладели Россией»  И, уже советская, когда высшим органом власти был Съезд Советов (как в 1612 – «Совет всея земли») в полном соответствии с Русской идеей, Россия не только выдюжила при полном  развале государства (управление, экономика, армия…), участии в Первой мировой войне, но и задала мощнейший потенциал развития русской, советской цивилизации.  Однако, постепенно идея народовластия  была отодвинута на отдаленное будущее – коммунизм, и то при условии, как было записано в программе КПСС, возрастания руководящей роли  коммунистической партии. Абсурд.   Власть (советская !) под руководством ! «Умом Россию не понять…»  

    В  Конституции СССР 1977 года было записано: «Статья 2.  Вся  власть  в  СССР  принадлежит  народу.  Народ осуществляет  государственную  власть   через   Советы   народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов»     Здорово. Однако далее:

«Статья 6.  Руководящей  и  направляющей (здесь и далее выделено мною – А.Р.)  силой   советского общества,  ядром  его  политической  системы,  государственных  и общественных   организаций   является   Коммунистическая   партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением,  Коммунистическая партия  определяет  генеральную  перспективу  развития  общества, линию  внутренней  и  внешней  политики  СССР,  руководит великой созидательной   деятельностью    советского    народа,    придает планомерный  научно  обоснованный  характер  его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации  действуют  в  рамках  Конституции СССР» [8]

Вот так: КПСС «определяет, руководит, придает», но не отвечает и не подконтрольна.  Вот это я и называю «Политбюрократия» Таким образом, власть в России-СССР вновь стала авторитарной. Первого или Генерального секретаря КПСС, фактического руководителя государства, народ не выбирал. Вновь Русский Мир, Русская Идея - Советская власть, не состоялась. И, снова,  соответственно, народ не встал на защиту Власти, не советской, не русской.

Основная и единственная причина распада СССР внутренняя,

 цивилизационная – несоответствие сущности Власти– политбюрократии –  Русской народной Идее Совета, Народовластия.

Остальное - и внутреннее и внешнее – вторично.

2012 г.

       Вряд ли кто будет возражать, что сегодня русский народ (впрочем, как и вся Земля - «Народ и занимаемое им пространство») перед угрозой исчезновения, уничтожения. В физическом и мировоззренческом плане. В третий раз за последние 400 лет. Русский народ с его уникальным мировоззрением,  целостным, системным, доброжелательным ко всему живому на Земле, предлагающий Человечеству рецепт, механизм, не только выживания, но и  гарантию его будущего – то, что Наука формулирует, как Коэффициент Устойчивого Развития - единственный из народов на Земле, мышление которого соответствует происходящим мировым процессам, так называемой Глобализации,  исчезает. Исчезает как носитель удивительной Мировой Идеи – СОВЕТ на всех уровнях, гарантирующий Миру Мир – всемирную Гармонию. И снова причина в отрицании Русской советской  Идеи, Русского Мира, идеи Общества, когда «все под общим управленьем»

Выводы

1. Говорить о Русской Идее можно и нужно только как об Идее русского Народа, как Целое, как историко-культурное сообщество. Масштаб понятия «Народ» требует обращения к соответствующим по масштабу понятиям – Мировоззрение, Язык и История. Только при таком подходе совершенно исключается субъективизм, выборочность, а с ними и искажения в оценке событий, происходивших и происходящих с Народом.

  1. Каждый народ,  русский в том числе, представлен в Языке. Только  там и надо «искать» Идею русского Народа – Русскую Идею.

3. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля представляет русский народ с тем мировоззрением, каким его застал ХХ век – век шестикратной  смены государственного устройства «Россий»  - мира бытия Русского.

  1. Русская народная Идея потому и русская, (а) что не навязана русскому народу, не внедрена в него, не приписывается ему, но рождена им самим в процессе его исторического развития и (б) отличает его от всех других народов на земле.
  2. Наличие Русской народной Идеи подтверждается и историей русского народа. В 1613 и 1917 г.г. именно обращение русского народа, Русского, к своей идее позволило ему сохранить себя.
  3. Распад СССР также был вызван несоответствием авторитарной по сути   

формой государственного устройства, характера Власти – отказом от 

Русской народной Идеи Совета.

          7.  Метаморфозы государственности России в ХХ веке со всей очевидно- 

          стью показали, что авторитарная форма не жизнеспособна, т.е. не прием-       

          лема для русского народа (общества), его мировоззрения, а парламентская                                                                      

         доказала свою неспособность противостоять антигосударственным про-  

          цессам, внешним и внутренним угрозам. 

             Как показала история, авторитарная форма правления  и парламентская   

         – угроза существованию русского  народа. Тем  более их сочетание.

          Однако, современная Россия-РФ, вопреки урокам истории, мировоззре-  

         нию русского народа, Русской Идее и простой логике, восприняла именно

        эти две   формы государственности.

  1. 8.  По понятию Русского, только идея Совета на всех уровнях бытия обеспечивает всеобщую, мировую Гармонию, будущее не только русского народа, но и всего человечества -  Мир во всем Мире.
  2. 9.  Без знания Русской народной Идеи, без опоры на неё, невозможно верно определить основную причину «кувыркания» Россий-государств в ХХ веке и, тем более,  предлагать пути сохранения Русского народа, Русской цивилизации, и вместе – жизни на земле.  
  3. 10.  Актуальность и востребованность Русской идеи в том, что она – воистину мировая во всех смыслах.  Русские – единственный на земле народ – носитель планетарного мировоззрении, соответствующего процессам, происходящим на Земле в настоящее время - Глобализации.  
  4. 11.  История русского народа  показала и доказывает, в том числе и от обратного, что только организация жизни  русского народа в соответствии с Русской идеей Совета на всех уровнях бытия,  задаёт мощнейший потенциал развития государства.   
  5. Русская (народная) Идея – действительно ориентир и не только для русского народа, но и всего человечества в достижении всеобщей гармонии и устойчивого развития всего человечества, жизни на Земле.
  6. Только советская («советная») Россия была и будет Родиной-матерью для русского народа, а учитывая его мировоззрение – и для других.

                                                       Эпилог

    Сразу все становится на свои места в нашей истории, вплоть до сегодняшнего дня, когда рассматриваешь ее глазами Русского: России-государства, правители, учения…  Для примера, посмотрите, вырождение Романовых за их 300-летние правление, с точки зрения их «русскости»,  в том числе и по происхождению.  Мнение русского писателя  Ф.И. Тютчева об императорской фамилии я уже приводил.

    В то же время, русских дворян и аристократов, внимательно присматривавшихся к жизни русских крестьян, или волею обстоятельств вынужденных быть с ними в тесном общении и близко наблюдавших их жизнь, поражало удивительное сочетание у них миролюбия, сердечности, сметливости и хозяйского взгляда.

   «Во внутренних губерниях государства имения, принадлежащие богатым помещикам, пользуются довольною свободою, хотя и зависят совершенно от владельцев своих, но образованное дворянство не гнетёт себе подобных, и земледельцы управляются мирскими сходками. Я был на многих из сих совещаний, маленьких республик! Сердце цвело во мне, видя ум и простое убедительное красноречие доброго народа русского. О, как хорошо они понимают и обсуживают нужды свои! На сих сходках я в первый раз слышал изречение из Наказа  великой Екатерины.  Пусть обуянные своекорыстием враги родной страны, враги добра смеются с неправильного выговора или с неловких оборотов в обращении наших добрых землепашцев; но я без пристрастия говорю, зная народ Франции и народ России, отдаю преимущество и во нравах и в образовании нашим. Пусть кто поспорит со мной, я уличу и готов доказать правду слов на самом опыте. Не лепечут наши красноречивого вздору; но в рассуждениях ум русский ясен, гибок и твёрд.

        24  февраля 1826     Петропавловская крепость      Петр Каховский»

Из письма Волковой Марии Аполлоновны, фрейлины императрицы Марии Фёдоровны к В.И. Ланской,  7 октября 1812 г.:

   «Право, смотря на этих несчастных, забываешь все свои горести и потери и благодаришь бога, давшего нам возможность жить в довольстве посреди всех этих бедствий и даже думать об излишнем, между тем как столько бедных людей лишены насущного хлеба. Пребывание моё в Тамбове при теперешних обстоятельствах открыло мне глаза насчёт многого.  Находись я здесь в другом положении, думая лишь об удовольствиях  и приятностях жизни, мне здешние добрые люди непременно показались бы  глупыми и очень смешными. Но прибыв сюда с разбитым сердцем и с душевным горем, не могу тебе объяснить, как благодарны были мы им за ласковые к нам поступки. Все наперерыв стараются оказать нам услуги, и нам остаётся лишь благодарит этих добрых соотечественников, которых мы так мало знаем. Правда, здесь не встретишь молодых людей, которых всё достоинство заключается в изящных манерах, которые украшают своим присутствием гостиные, занимают общество остроумным разговором, но, послушав их, через пять минут забудешь об их существовании. Вместо них сталкиваешься с людьми, быть может, неуклюжими, речи коих не цветисты и неигривы, но которые умеют управлять своим домом и состоянием, здраво судят о делах и лучше знают своё отечество, нежели многие министры. Сначала, привыкшие к светской болтовне, мы их не могли понять, но мало-помалу мы свыклись с их разговором, и теперь я с удовольствием слушаю их рассуждения о самых серьезных предметах...»[9] 

     А еще Пушкин А.С., княгиня М.Н. Волконская, княгиня Тенишева  М.К., да и все лучшие представители русской культуры: писатели, поэты, художники…

    Литература

1. Даль В.И.  «Толковый словарь живого великорусского языка»  М., С.-П.,              

                                      Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1882.

2. Родионов А.В. «Русская Идея и «Православие, самодержавие, народность»

3. Тютчев Ф.И. «Стихотворения. Письма» Москва. Изд. «Правда, 1987

4. «Родина» N1, 1993

5. «Три века. Россия от смуты до нашего времени» Исторический сборник

      под редакцией В.В. Баллаша. М., Типография т-ва И.Д. Сытина, 1912

    6.  «Всемирная история» Госуд. Изд. Политической литературы, Москва, 1955

7. «Октябрьская революция перед судом американских сенаторов» 

     Официальный отчет «оверменской комиссии» Сената. Перевод В. Бельского. М.,Л.,

                                                                                                                Госиздат, 1927

8. Конституция СССР. 1977.

9. «К чести России» Составитель М. Бойцов - М. Современник, 1988

 

ЗАВТРА