Автор: Хазин М.Л.
Миростроительство Категория: Проблемы Социализма
Просмотров: 663

2017 Цикл статей

13.11.2017 Как вы относитесь к Октябрьской революции?

 Как вы прокоментируете текущие результаты голосования, посвященного отношению наших читателей к событиям октября 1917-го года?

04.09.2017 О левоконсервативных тенденциях

 Запад-восток, то есть налево-направо, это и есть левое направление и правое направление, они так и в политике называются. В чем между ними разница? Левое направление говорит о том, что задача государств – поддерживать человека. Ресурс для этого можно брать у богатых, или из ресурсов государства. Иными словами, левая часть политического спектра, это перераспределение богатства, или иначе – ограничение права частной собственности. Правое направление, это наоборот, абсолютизация права частной собственности и минимизация права государства и общества на ограничение личных богатств индивидов. То есть минимизация ограничений на право пользоваться частной собственностью и т.д., и т.п. А вот вторая шкала, которая север-юг, это шкала консерватизм-либерализм. Она немножко другая. Либерализм — это свобода личности от общества. Речь идет не о преимущественных правах, а о правах всех остальных. Гражданин имеет право делать всё, что он хочет, поэтому ключевой элемент либерализма это слово «свобода», которое отмечает, что каждый человек имеет право сам себе выбирать ценностную базу. А консерватизм, это вполне фиксированная ценностная база. По большому счёту для нас, для Европы, привязанная к авраамическим ценностям. В этом смысле для консервативной системы ценностей ключевым элементом является семья, которая воспитывает в ребёнке традиционные ценности, а в либерализме семья наоборот является вредительским элементом, потому что она ограничивает свободу ребёнка в выборе пола, в выборе ценностной базы и всего остального. Иными словами, либеральный подход говорит, что семья — это вредительство... 

18.04.2017 Какое государство строил Ленин

 День ТВ. Выступление на семинаре. В чём сходство того, что происходило в начале 20-го века, с сегодняшней ситуацией в мире. Почему роль Ленина в истории со временем будет только расти.

07.04.2017 О будущем социализма

 Ключевым открытием Карла Маркса в социальной философии было то, что он первым отметил важную вещь: что если следовать логике Адама Смита о том, что для нормального развития экономики рынки должны расширяться, то в этом случае, поскольку Земля ограничена, в какой-то момент возможности для продолжения капитализма закончатся.

Это было абсолютно революционное открытие, потому что ранее такой постановки вопроса не было никогда (что эта модель развития конечна). После этого, естественно, начинается целая куча разных любопытных вещей. А именно: если эта модель конечна, то прежде всего вопрос: а что будет дальше?

Фактически мы сегодня находимся в ситуации, когда нам (в смысле, человечеству) необходимо заново повторить ту работу, которая была сделана Марксом и его последователями в конце XIX – начале XX века, — в новых условиях. До этого говорить о том, как будет выглядеть система — невозможно.

01.04.2017 О причинах распада СССР

 Экономическая теория, разработанная нами (которая затрагивает практически всю историю капитализма, а значит, ту экономическую модель, которая лежит как в его основе, так и в основе социализма), она требует, чтобы мы дали объяснение и этому явлению. Что сейчас я и попытаюсь сделать.

24.03.2017 Философия национальной идеи, империя, социализм 

Мы прекрасно понимаем, что современная российская элита себя ощущает временщиками по банальной причине: потому что общество не признает их право на то, что они считают своим. Они считают: «мы провели законную приватизацию, поэтому это — наше». А общество говорит: вы украли, и поэтому, как только появится минимальная возможность, мы вас «подвинем».

Возникает ключевой вопрос: кто для нас должен теперь писать правила, когда заокеанская система глобализации устраняется? Казалось бы, мы сами теперь можем эти правила создавать, да? Но тогда скажите нам, а мы — это кто? Мы — это те, кто жил в СССР, или, может быть, те, кто был в мировой системе социализма? Или православные? Или члены кооператива "Озеро"? Или члены "Единой России"? И тут есть колоссальное количество разных вариантов идентификации! Нам нужна идентификационная идея, которая бы соответствовала нашим глубинным кодам — в противном случае нам всем придется отдать все наши ресурсы более успешным цивилизациям. Не важно каким. У нас есть две уже «отработанные» технологии (одна из них, правда, привела к катастрофе — это сословная империя). А другая — социализм, и которая к катастрофе не привела, потому что это была схватка, в которой мы экономически проиграли, но могли и выиграть в семидесятые годы. 

27.07.2016 Свежий взгляд на социализм

Лекция в Новосибирске

18.09.2013 Будущее за социализмом

Интервью

21.01.2013 Почему Маркс был прав?

В 2011 году британский философ и литературный критик Терри Иглтон написал книгу «Почему Маркс был прав». В 2012 году она вышла в России. Труд Иглтона сразу завоевал популярность в кругу интеллектуалов. О том, с чем связан такой всплеск интереса к марксизму и почему Маркс стал популярным трендом в Европе и США, рассказывает экономист Михаил Хазин, автор предисловия к российскому изданию книги Терри Иглтона.

Гости в студии: Людмила Булавка, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Российского института культурологии; Александр Бузгалин, директор Института социоэкономики, профессор МГУ (кафедра политической экономии), организатор клуба независимых марксистских исследований. Предисловие М. Хазина к книге Т. Иглтона «Почему Маркс был прав»: http://worldcrisis.ru/crisis/998467