03.09.2017 Давным-давно эмпирически проверены, а затем и строго математически обоснованы стратегии для таких азартных игр, в которых выигрывает либо игрок, обладающий наибольшим финансовым ресурсом, либо при прочих равных – игрок, накопивший максимальный объем информации о факторах игры. В том числе и поэтому для вовлечения современной публики в серьезную азартную игру нужно обеспечить видимость максимальной открытости, защищенности от влияний и простых правил игры. Хорошо, если эти параметры поддерживаются общим интересом хозяев казино и властей в многолетнем поддержании игровой активности и стоимости инфраструктуры, созданной где-нибудь в дальней пустыне. Но если азартная финансовая игра позиционирует себя как сугубо «общественный проект» без видимых заинтересованных хозяев, тут и жди подвоха.

Нам важнее понять, что под этим лозунгом «цифровизации» подразумевает сегодня Кремль. Дыма без огня не бывает, а тем более дымовой завесы без горящих проблем. В просветах этой завесы можно попытаться заметить некие движения, отражающие ход мыслей или поисков президентского окружения...

03.09.2017 6. «Скоро сказка сказывается…»

 Тот же ВЭБ, представляющий Россию в Банке БРИКС и других международных финансовых «институтах развития», надеется получать комиссионные при сопровождении контрактов и транзакций с заранее определенной структурой оговоренных «бизнес-процессов». Под это можно успеть настроить цифровую платежную платформу с дополнительным контролем всех стандартизованных субподрядных контрактов и транзакций.

Наверняка об этом же задумались и другие крупные банковские холдинги – как бы с помощью блокчейна забрать у остальных частников хотя бы стандартизованную часть посреднических, консультационных, финансовых услуг. За счет этого участники пула «Финтеха» будут выживать в уже практически начавшейся, но еще не объявленной острой фазе мирового финансового кризиса

Господствующие бизнес-модели, когда игрокам «бюрократического рынка» интереснее по многу раз «перекладывать плитку» не только на столичных, но и на виртуальных улицах – это само собой. Эта инерция может быть преодолена волевым политическим решением при общем настрое общества и, главное, при сокращении разбазариваемых бюджетных ресурсов. Намного сложнее инерция профессионального ядра ИТ-индустрии, сложившегося в рамках таких бизнес-моделей, и заточенных на ремесленные цеховые стандарты работы с базами данных, справочниками, словарями...

29.08.2017 5. «Мы пойдем другим путем»

Можно услышать от сверхоптимистов, что «голосовые роботы» вот-вот заменят не только работников колл-центров, но и секретарей-референтов в бизнесе. В каких-то рутинных сферах – типа продажи билетов и заказа товаров – может быть и заменят, хотя тоже не сразу. Но в большинстве случаев модернизации одного-двух «кирпичиков» и даже всех элементов системы не означает должной модернизации системы в целом. Потому что все эти элементы нужно между собой связать достаточно сложными блок-схемами или иначе, по последней моде – «бизнес-процессами». 

Главным тормозом на пути социальной модернизации являются те самые ИТ-корпорации, на которые возлагались такие надежды. Вернее даже – в целом отраслевая корпорация, включающая не только менеджмент, финансовых консультантов и совладельцев, но и не в последнюю очередь иерархию самих программистов, а также подсистему воспроизводства этой иерархии, то есть ИТ-образования и практики, отбора и продвижения кадров. Впрочем, если это и ясно, то только не винтикам отраслевой корпорации. Сами программисты – в доле и в иллюзиях насчет своей роли. ИТ-индустрия в последние лет сорок-пятьдесят, особенно после устранения советского конкурента, существует не в интересах производства, а тем более общества, а в интересах финансовой олигархии, и даже в симбиозе с ним, возможно, когда-то плодотворном, но позже все более паразитическим.

27.08.2017 4. «И гагары тоже плачут…»

Сам по себе биткойн не является спекулятивной схемой типа МММ, более того – он спроектирован так, чтобы надежно изолировать внутреннее ядро от влияний таких спекулятивных схем. Парадоксально, но именно поэтому «внутренний биткойн» явился надежным технологическим основанием для выстраивания внешних спекулятивных схем, финансовой пирамиды «внешнего биткойна». Сопряжение ИТ-узлов сети биткойна с узлами глобальной финансовой сети, обеспечивающими конвертацию, размен биткойна на реальные деньги не могло не запустить полутеневые валютные биржи. А те, в свою очередь, в условиях мирового финансового кризиса стали основой для спекулятивного роста курса биткойна на порядки.

24.08.2017 3. «Пусть считается пока – сын полка»

 Глобальное увлечение майнингом в условиях мирового кризиса создает дополнительный спрос на энергию, оборудование, инфраструктуру, рабочие места, не говоря уже о дополнительных приработках для чиновников и силовиков. Еще большее значение для банковской системы и политического руководства имеет роль биткойна и подобных ему эфириумов как полигона для отработки программных и аппаратных средств защиты транзакций в системах типа блокчейн. Без такого полигона с большим числом бесплатных тестеров, хакерских атак и других проблем, создать действительно надежную защищенную систему «цифровой экономики» нельзя в принципе...

19.08.2017 2. «Смешать, но не взбалтывать»

Продолжить анализ глобальной «цифровизации» нельзя без особого внимания к самому громкому проекту так называемой «криптовалюты», положившему начало целому ряду подражаний, версий и ответвлений. Биткойн.

Проект биткойна выстраивался на основе таких же психологических заманух для лохов и пропагандистско-рекламных механизмов, как и любой «МММ», спекулятивный проект по схеме Понци. С этим можно согласиться, и сосредоточиться не на сходстве, а на отличиях биткойна от «МММ». Главное отличие – это глобальный масштаб, требующий намного больших не только финансовых, но и политических ресурсов для раскрутки... Соответственно глобальным задачам ухода Сити из-под американского финконтроля и формирование собственного «глобально-лимитрофного» сектора финансовых операций изменились и приоритеты, и мотивации для участников, и технологии реализации пирамиды... Когда цели, задачи, организационные ресурсы и технологии прояснены, можно объяснить и проявленный интерес Кремля к одной из разновидностей криптовалюты. Не только Россия, но и США, Германия с Францией, Китай, другие державы, претендующие на формирование своей валютной зоны в многополярном новом мире, заинтересованы технологией криптовалют с нескольких сторон...

20.07.2017 1. «Новые песни придумает жизнь…»

Смысл лозунга «цифровизации» на данном этапе сводится к внедрению технологий более жесткого финконтроля.

В начале больших политических перемен всегда лежит некое слово. Причем слово-символ со смыслом, неясным пока даже самим владельцам этого политического ресурса. Потому ресурс и политический, что неясный смысл позволяет в любой момент повернуть оглобли в любую сторону. Потому и ресурс, что даже неясный смысл опирается на некий общий опыт общества, в том числе травматический, и позволяет канализировать накопившийся потенциал, общее стремление к изменениям в единое, пусть даже слишком широкое поначалу русло.

 Четверть века назад таким магическим паролем, ведущим в будущее, была «приватизация». В прошлом году после истории с Башнефтью-Роснефтью эта тема была политически закрыта. Сегодня уже другое слово найдено и утверждено в качестве путеводного на самом высоком уровне – «цифровая экономика». Хоя русская калька не передает всей многозначности и двусмысленности Digital Economics, ибо нагличанская ловкость рук, вернее – пальцев (digits) вполне заменяет любое незаконное мошенство. Собственно, связанные с этими вторыми и прочими смыслами глобальные риски для российской экономики и определяют важность нового слова в российской политике...

25.06.2017 Глобалисты на выход или Сдавайте криптовалюту

Мировые события идут своим чередом, ничуть не выбиваясь из общей колеи мирового финансового кризиса, который определяет активность всех участников. Тем не менее, большинство наблюдателей оценивают события все еще по меркам прежнего периода однополярной экспансии. Ориентирующиеся на такие оценки политики рискуют вскоре или вовсе выпасть из процесса, а в лучшем случае оказаться в фарватере тех политиков, которые уже формируют новую политическую действительность.

Активная фаза мирового кризиса началась на рубеже 2016 года, когда активизировалась после долгого сюрпляса политика ФРС.