Автор: Шкурин И.Ю.
ROOT Категория: Проблемы истории
Просмотров: 1134

05.11.2013 aka Igor Grek, I.Grek даёт основу для объективного и беспристрастного изучения истории цивилизации с древнейших времён до современности. Название теории определяется главным объектом исследования - истории логистики товаропотоков, то есть она основывается на естественных, очевидных, объективно проверяемых, имеющих точную географическую привязку явлениях и фактах: местах добычи ресурсов, путях их транспортировки и местах потребления цивилизацией. Теория позволяет самостоятельно делать выводы и проводить расследования истории цивилизации беспристрастно, на основании объективных факторов, отсекая рассуждения на уровне мнения или эмоциональных оценок (политические, религиозные, национальные и пр.), поскольку основой, "скелетом" является только конкретика: реальные пути сообщения, транспорт, ресурсы, товары, города и только потом на воссозданный каркас могут приклеиваться сопутствующие социальные явления. При моделировании распространения и развития цивилизации по путям сообщения надо учитывать, что цивилизация изначально – это взаимосвязанная система городов, поэтому ключ к истории цивилизации – причины возникновения, развития, упадка, исчезновения городов. Для начала надо уметь находить ответы на вопрос, поставленный основоположником советской школы экономической географии Н.Н. Баранским

 

0. Общие сведения и о практическом применении  логистической теории цивилизации

Цикл вводных заметок с картинками

1. Исходная картинка пазла истории цивилизации 

     В известной притче три слепых мудреца однажды решили познать, что такое слон. Первый потрогал слона за хобот и сказал, что слон – это как змея - длинное и гибкое. Второй ощупал его ногу и изрёк, что он похож на дерево – толстое и могучее. Третий же взял слона за хвост и решил, что слон – это как верёвка. Исторические исследования можно читать месяц за месяцем, год за годом, погружаясь в пучину дат, имён, явок и паролей. Но чем тщательнее вы с лупой и микроскопом изучаете слона историю цивилизации, тем всё больше и больше вас окутывает туман неопределённости и неизвестности.

 2. Опорные точки исходной карты истории цивилизации

    Действуем по принципу "хорошо зафиксированный пациент в наркозе не нуждается": хорошо зафиксированные на физической карте физические объекты в наркoтических исторических легендах не нуждаются. Исходные данные для реконструкции исторических событий должны быть предельно однозначными, железобетонными каменно-кирпичными, с точной географической привязкой. Опорными точками будут города во всех разновидностях (крепости, монастыри и проч.). Причем главной будет именно географическая точка с конкретными материальными характеристиками населенного пункта, а не название. Города в отличие от названий не ездят туда-сюда. Их можно сравнить с деревьями: стоят на одном месте, имеют "кольца роста", развиваются и процветают или гниют, погибают и исчезают.  

3. Век девятнадцатый, засадный...

    Выбрали вы интересующий город-опорную точку и хотите зафиксировать его состояние во времени и пространстве, установить всякие годичные столетние кольца роста. Обычно начинают изучать возрастную анатомию топографию города по классическому сценарию "откуда есть пошёл...", так сказать ab ovo, "по восходящей". Подобрав материалы со времени основания города тыщи, сотни лет назад до нашего времени, вы со 100% гарантией получите туфту лишь информацию к размышлению, но вовсе не истину в последней инстанции. 

 4. Образ цивилизации через коммуникации

Для того чтобы увидеть настоящий образ слона цивилизации, надо между нанесёнными на карту опорными точками-городами нарисовать их взаимосвязи, пути сообщения, коммуникации, примерно как в детских забавах "соедини пронумерованные точки линиями и увидишь что получилось". Канадскому географу Фаран-Дешену потребовалось 13 лет на создание карт глобальной инфраструктуры цивилизации: Получившийся образ цивилизации не просто сеть, а скорее лес городов-"деревьев", имеющих общую питающую корневую систему. 

 5. Разделка туши цивилизации

    Теперь когда мы представляем себе общий вид цивилизации в разные исторические периоды, её надо будет правильно разделить на части для анализа чтобы не запутаться и всегда знать откуда что взялось. Схему разделки слона не нашёл, но оно даже и к лучшему, на примере всем известной говядины будет понятнее. Когда вы читаете исторический опус/съедаете бифштекс, то в общем-то вынуждены доверять историкам/ мясопроизводителям и поварам. А ведь всякое бывает, как недавний скандал в Европе с фальшивой говядиной, сделанной из конины будто бы потому что в Румынии запретили движение гужевого транспорта по шоссе и надо было срочно куда-то девать массу лошадок. 

6. О теоретической основе исследований истории цивилизации

    Уже много раз мне задавали вопрос где нахожу информацию, хотя правильнее было бы спрашивать какими принципами поиска и отбора пользуюсь. Сейчас наконец-то книга подписана к печати и пора сказать что исследования основываются на созданной "Логистической теории цивилизации"©Игорь Ю. Шкурин aka Igor Grek, исходя из базовых положений которой понятно что, где и как искать. Текущий цикл заметок на эту тему преследует задачу показать круг решаемых проблем и ознакомить с направлениями практического применения теории, название которой определяется главным объектом исследования: логистикой потоков ресурсов цивилизации

7. О точке зрения и внеземной цивилизации

    Самое сложное для человека - вовсе не накопление знаний о новых фактах, а умение их оценивать с разных сторон, выходить за рамки сложившихся стереотипов восприятия и смотреть на факты другими глазами, с другой точки зрения. В нашем случае для правильного восприятия "Логистической теории цивилизации"©Игорь Ю. Шкурин aka Igor Grek предстоит очень сложная психологическая задача: выйти за пределы местной, местечковой, земной точки зрения, которая хорошо изображена на обложке журнала The New Yorker от 29 марта 1976 г. рисунок Манхеттена от руки Шауля Стейнберга (Saul Steinberg) под названием "Вид на мир с 9-ой авеню"

8. Точки входа вглубь земли

    В предыдущей заметке мы остановились на том, что если изменить свой "земной" взгляд на историю цивилизации на "внеземной", то есть на точку зрения с моря, то очень многое станет предельно ясным. Упомянутая внеземная цивилизация без всякой мистики и кавычек - морская цивилизация. С точки зрения морской цивилизации вся суша - острова. Терминология эта не мною придумана, она активно используется в геополитике, даже континент Евразия называется "Мировым Островом".   Но геополитика занимается глобальными, по большей части современными явлениями, а мы посмотрим детальнее как оно всё начиналось давным-давно. Задача морской цивилизации заключалась вполне естественно в том, чтобы найти полезные ресурсы, вывезти к себе и употребить. Подавляющее большинство нужных ресурсов находится суше, поэтому для мореходов естественными "дверями", местами входа в землю служили устья рек (от слова уста - рот, на английском устье также mouth-рот или river mouth-речной рот).

9. Структура речных путей или "берег левый, берег правый"

    Корабль бросил якорь в устье реки. Несколько матросов на шлюпке отправились для пополнения запасов пресной воды и разведки местности. Это классика жанра о мореходах-первооткрывателях. Исследуя вновь открытые земли по реке и её притокам моряки никогда не заблудятся, потому что для гарантированного возвращения к кораблю им всего лишь надо плыть по течению. Более того, даже не проводя никаких геодезических съемок, и не видя землю "сверху" они  могут сразу же составлять практически применимую карту речных дорог, отмечая найденные полезные места... Карту можно даже не рисовать, а создавать из веревок, коих всегда достаточно во флоте, там даже швабры всегда веревочные из старых канатов

10. Пространственный анализ городов

   По мере проникновения цивилизации-колонизации по рекам вглубь земли начинается обустройство речных путей: стоянки в удобных и безопасных местах, причальные и жилые сооружения и т.п. Какие-то из этих стоянок впоследствии вырастут в города, какие-то будут заброшены из-за изменения конфигурации реки или просто потому что другое место оказалось удобнее. Образно говоря, на древовидной речной структуре сначала появляются почки, потом цветочки и ягодки цивилизации, которая прорастает, внедряется между (inter-) местными народами (-natio).  Кстати, в старых источниках городом называли крепость, а прилепившиеся к ней жилища обслуживающего персонала назывались "посад", в отличие от городских пришельцев местных жителей называли туземцами и аборигенами

11. Транспортная связность и государственность

    Когда-то давным-давно, кажется в середине 90-х, задал историкам МГУ детский наивный вопрос:"В каком виде Киев собирал дань в безмонетный период, к примеру с Владимиро-Суздальских земель?" Так и не выдали они внятный ответ, зато немало повеселились: то ли куриные яйца бережно носили на вытянутых руках, то ли стада гнали и получали в результате спортивных, жилистых беговых коров - не суть важно. Главная проблема в реальной транспортной досягаемости, транспортной связности территорий, которая и определяет рентабельность сбора дани "за морем телушка - полушка, да рубль перевоз". Ни одно определение государства не обходится без главного признака территории, на которой и реализуется власть в виде сбора налогов/дани, установления общеобязательных правил/законов, контроль за их исполнением и так далее

12. Как туда добирались и чем питались

     "Представь себе, пьяный муж пришёл домой". С такой фразы давным-давно, ещё в советские времена, знакомая студентка всегда начинала объяснение своим сокурсницам по любому предмету, а затем элегантно переходила к сути повествования. И ведь это каким-то иррациональным образом срабатывало! Видимо на экзамене достаточно было вспомнить волшебную начальную фразу, своего рода мнемотехнический крючок, а дальше ассоциативный ряд как-то вытягивал полученную в своё время информацию.

13. Моделирование транспортной связности цивилизации 

    Now what have we learned, boys and girls?     Любая государственность и само существование городов прямо зависят от уровня транспортной связности. Только благодаря транспорту и путям сообщения цивилизация может собирать с больших территорий разнообразные полезные ресурсы - вещества, энергию, информацию, - аккумулировать их и концентрированно использовать для решения больших задач. Фактические (а не нарисованные на карте) границы государств определялись пределом реальной доступности. Ведь если нет нормальных путей сообщения, по которым могут массово перемещаться товары и войска, то нет и транспортной связности, без которой никакой государственности быть не может.

14. Римские дороги и загадка Москвы

  Ещё раз обратимся к наглядному примеру с индексной страницы "Города и вода" о принципиальной разнице в эффективности между сухопутным и водными транспортом.

  Для перевозки одной артиллерийской системы 8 лошадей лошадей впряжены цугом:

     На фотографии 1900 года одна женщина буксирует барку (баржу) по каналу Голландии.  

Цивилизационный тропизм©Igor Grek

Турецкое пятно Российской империи

До сих пор мы рассматривали историю Российской империи исключительно со стороны Балтийского моря, где рулила династия "Романовых"-Ольденбургских (см. на индексных страницах "Войны Е-2 заметны" и "Фокусы войн 1812 года")...

Великая железнодорожная революция 2 четверти 19 века

Великая железнодорожная логистическая революция. Во второй четверти 19 века у морской цивилизации естественно в Англии появляется палочка выручалочка в виде железных дорог. ...успех этой дороги предопределил начало всемирной "железнодорожной лихорадки". Какие преимущества по сравнению с водным транспортом давали железные дороги?

15. США и Российская империя - "двое из ларца"

     В свое время проводились параллели Петербург=Нью-Йорк, в логистическом смысле Нью-Йорк для США имел такое же значение что и Петербург для Российской империи. Теперь с такой же точки зрения сравниваем Чикаго и Москву которые практически в одно и то же время стали важнейшими транспортными узлами, хабами соответственно для Нью-Йорка и Петербурга: хаб Чикаго для Нью-Йорка.  Чтобы понятнее была схожесть почти синхронных процессов, запараллелим некоторые знаковые события США и Российской империи. Разумеется, вполне возможно что какие-то события случайно совпали по времени, но как говорил И.В. Сталин "Если случайность имеет политические последствия, то к такой случайности нужно присмотреться".