Автор: Дугин А.Г.
Политика Категория: Дугин Александр Гельевич
Просмотров: 345

Пляшем от печки. То есть от Аристотеля и Платона. От "досократиков" систематических работ не сохранилось (фрагменты). Феномен Европы (античность - католицизм - "Возрождение" - наука - Декарт - секуляризация - буржуазная революция - национальное государство - экспансия - фашизм - коммунизм - либерализм - феноменология Гуссерля - Ха́йдеггер) обусловлен и задан уже в греческих и латинских текстах (концепциях и конструктах) - если мы признаем вклад идей в историческом движении социума.  И к чему подошел (возможно, самый) сложный и глубокий европейский философ 20-го века с интуицией "Dasein"? К азам православной аскетики.

Я продолжаю настаивать, что социолог и философ А.Г. Дугин - исследователь и лишь отчасти игрок. Не погрузившись в живую реальность, не действуя в ней, невозможно что-либо путное о ней сказать как социологу и философу. 

В игры играют пассионарные или просто агрессивные группы с деньгами и относительно приличным интеллектуальным сопровождением. В какой степени приличным? C моей точки зрения, А.Г. Дугин в 90-е обнаружил детский сад: махровое невежество и второпях состряпанные концептуальные новоделы (а-ла Крылов и др.). Соблазн не захватить, а взять (валяется) интеллектуальное лидерство - велик. Возможность поучаствовать в процессах и скорректировать их движение предоставляется Историей не всем и не часто. И нет прописанных критериев в учебнике что брать и в чем участвовать. Вспомним ленинское "вчера - рано, завтра - поздно" о вооруженном восстании.

В 90-х годах (разгром Империи) было два вида сильных организованных социальных движения - националистические и бандитские-приватизационные в сложном переплетении групп, семей, кланов, фигур, и с трудом поддающиеся хоть какому-то анализу. Взрыв в необозримо огромной стране есть, а инструментов исследования on-line - нет. Советская идентичность не исчезла и долго еще будет сохраняться, но оформления в экономике, политике и культуре не получила и получить в буржуазном парламентаризме не сможет. Национальная - может и получает. И что? Куда? Кто мог предположить появление питерской команды? Кто увидел за дымовой завесой слов и текстов что на самом деле происходило? Кто в 2012 году мог предположить появление вежливых людей в Крыму в 2014 и пуски Калибра в 2015 (как технический специалист утверждаю: на грани чуда с организационно-финансовой точки зрения)? К какому сценарию клонилась ситуация в России? Я ставил 10 к 1, что к югославскому. А случись по-югославски... У вас - крепкая позиция в националистическом движении. Не в смысле привилегий, а в смысле возможностей хоть что-то изменить в надвигающейся Тьме Смуты: гражданская война, оккупация, расчленение страны. Бессилие - один из тяжелейших вызовов.

Вешать ярлык фашиста на человека, который не разделяет дух фашистских идей, понимает их корни, генезис, формы, национальную специфику и историческую перспективу - ошибка, если не глупость. Взрослый человек может с детьми-подростками поиграть в песочнице и погонять мяч, подсказать тактические приемы, напомнить о культуре речи, смягчить нравы на площадке, показать созидательные перспективы приложения сил, но это не его мир и не его игра. Его - исследование Западной интеллектуальной традиции «Ноомахия (Войны Ума)». 

 

О собственном духовном поиске он иногда высказывался, но это очень личное, и содержательно скорее ближе к проблематике книг Иова и Экклезиаста, поздних писем Гоголя, чем к выморочной, мертвящей душу грандиозной и беспросветной демонической эзотерике нацистов Германии. Речь о предельных вопросах Мира, Бытия, в которых нет Благодати... Созерцаемая бездна валит с ног... Структуры психики на пределе. У Лермонтова насчитали 14 редакций Демона. Раскольников Достоевского - возможный пример... В произведении "Смерть Ивана Ильича", казалось бы, весь комплекс сомнений и страхов если не преодолен, то осознан и понят, но есть нечто Непонятное, что выматывает и давит, и заставляет Л. Толстого бежать из дому и встречать смерть черте-где. На пути к Чему?

Могу и ошибаться.

В 1945 г . Карл Шмитт написал что-то вроде обращения к воображаемому читателю одной из своих книг. Судя по всему (точная дата нам неизвестна), война к этому времени уже закончилась, но самые серьезные неприятности были у Шмитта еще впереди. Его арестовали только один раз, да и то по чистой случайности, когда задержавшийся у него в гостях студент после наступления комендантского часа попался советскому патрулю и, давая показания, назвал Шмитта в качестве поручителя. Тут и состоялся знаменитый разговор Шмитта с нашим офицером. За совершенной анекдотичностью он кажется событием вполне реальным.

– Как могли Вы, якобы спросил Шмитта советский майор, Вы, немецкий интеллигент, пойти на сотрудничество с нацистами?! – В ответ, как говорят, Шмитт рассказал ему историю о споре между знаменитым микробиологом Кохом и не менее известным иммунологом Петтенкофером, который состоялся в начале века. – Холера, утверждал Кох, вызывается холерным вибрионом. – Нет, все дело в нарушениях иммунитета, отвечал Петтенкофер. – Спор затеялся нешуточный, и вот однажды, на публичной лекции, Петтенкофер вызвал Коха на решающий поединок. Он сказал, что выпьет бульон с холерными вибрионами и не заболеет. Кох принял вызов. Он прислал Петтенкоферу самый крепкий настой своих вибрионов, и Петтенкофер выпил этот бульон в присутствии потрясенной публики и не заболел. – И я тоже, заключил свой рассказ Карл Шмитт, – принял нацизм внутрь, но он мне не повредил.

 (Позднее стало известно, что заболевание вызывается, конечно, только вибрионами, но только при нарушении иммунитета. Так что оба были правы)

Спросили два белорусских студента на встрече со Стариковым в Минске: "Почему Белоруссия должна дружить с Россией, быть в союзе с Россией? У немецкого студента стипендия 1500 евро, а у меня 30 евро?" С какой вероятностью примкнут они к нацистам или евроинтеграторам? Вопреки опыту евроинтеграции Белоруссии 1941-1944, вопреки опыту ассоциации Украины c Европой 2014-2015?

Новый человек, новый социальный уклад возможны без новой антропологии и метафизики? С детского сада, с первых классов в школе? Чтобы не пребывать в зависти к немцу и обиде на родителей, страну и весь мир, а идти хотя бы своим путем... в отсутствие даже намека на понятия Соборности и Блага (Герман Гессе. Демиан.)

Полагаю возможным и необходимым обращаться к профессиональному анализу в том числе собственной традиции тысячелетнего бытия. Что бы там Бердяев о "беспутьях русского богословия" Флоровского ни говорил.

В любом случае работы А.Г. Дугина - достойный вызов, никак не Ю. Латынина и иже с ней, с оскорбительной для разума 20-летней ежедневной дихотомией свобода-демократия-права-мерседес-пармезан  -  рабство-гулаг-диктатура-жигули-ватник. В частности, Хилиазм, о котором в Сути говорится не часто, но часто подразумевается, по-Дугину можно рассматривать не как «выражение мечты широких масс о земной справедливости и устранении социального зла», а как один из способов организации мышления, доминирующую интенцию в культуре в конкретный исторический период в конкретной цивилизации, и уходящую на периферию актуальных общественных страстей в другой, следующий исторический период. Как один из трех (по-Дугину) вариантов миросозерцания в зависимости от доминирования в социуме одного из трех Логосов. Ортодоксальные христиане в философско-культурологическом смысле (вне всех таинств как еще большей сложности) - приверженцы Логоса-Аполлона. В лучшем случае - наши союзники. Мы всегда для них - одержимые гордыней. Меньшее из зол на поле других общественно-политических проектов. Просить поддержки - можем. Перетаскивать на свою сторону - тщетные усилия. Аналогом-метафорой подобной системы взаимодополняющих начал могут служить касты индийского общества. Торговец может заключить союз с воином, но никогда - перетащить на свою сторону. Христианскую тусовку - можем. Ортодоксальных - никогда.

Надеюсь, свою небесспорную позицию мне удалось изложить, как и причины размещения текстов А.Г. Дугина.

Электрик. СПб.

 

Беседа в Софрониевой пустыни. 09.11.2014. А. Дугин и Владимир Цветков.

 

 

Опубликовано: 25 дек. 2014 г.